Мониторинг оценки читательской грамотности

В октябре 2016 года на Ямале проведен региональный мониторинг оценки читательской грамотности обучающихся 5, 7 и 9 классов. В исследовании приняли участие 587 обучающихся из 5 общеобразовательных организаций муниципального образования Приуральский район.

В исследовании обучающимся разных возрастных групп предлагалось прочитать тексты и ответить на вопросы к ним. Работа была представлена в восьми вариантах. В каждом варианте две части — два текста (один из исследования PIRLS, другой – из исследования PISA) с вопросами к ним.

По результатам выполнения работы оценивалась сформированность следующих читательских умений:

  • группа 1 (вычитывание): умения извлекать (вычитывать) информацию из текста и делать простые умозаключения (несложные выводы) о том, что говорится в тексте;
  • группа 2 (интерпретация): умения анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать на ее основе более сложные выводы;
  • группа 3 (оценка): умения размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста.

По результатам исследования успешность выполнения работы приуральскими школьниками в среднем по району составила 55%.

Успешность сформированности первой группы умений читательской грамотности составил 65%. Аналогичные показатели по второй и третьей группам умений составили 49% и 43% соответственно.

Наилучшие результаты продемонстрировали обучающиеся 9 классов, показав 63% успешности выполнения всей работы относительно 55% у обучающихся 7 классов и 46% у пятиклассников.
Таким образом, среднестатистический обучающийся основной школы Приуральского района демонстрирует минимальный уровень сформированности читательской грамотности. При этом ему лучше удается находить и извлекать информацию из текста, нежели объединять и осмысливать ее, а также размышлять о сообщениях текста и оценивать их.

Скачать (PDF, 304KB)