Особенности ГИА-9 для детей с ОВЗ

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) является обязательной.

ГИА-9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык, родная литература.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов (далее – ОВЗ), освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.

Основной формой ГИА-9 является основной государственный экзамен (ОГЭ).

Для обучающихся с ОВЗ итоговая аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать разные формы экзаменов по своему желанию (ОГЭ и (или) ГВЭ).

С 2016/2017 учебного года условием получения обучающимися аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 по четырем учебным предметам: по обязательным учебным предметам (русский язык и математика) и двум учебным предметам по выбору обучающегося.

Результаты ГИА-9 учитываются при выставлении итоговых отметок в аттестат по всем сдаваемым предметам (по четырем учебным предметам для участников ГИА-9, сдающих четыре экзамена, и по двум предметам – для участников с ОВЗ, в случае сдачи двух обязательных экзаменов).

Для участия в ГИА-9 обучающемуся необходимо до 1 марта (включительно) подать заявление в образовательную организацию с указанием перечня выбранных предметов и формы (форм) ГИА-9.

Заявления подаются обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае, не позднее, чем за две недели до начала соответствующих экзаменов, обучающийся подает заявление в государственную экзаменационную комиссию (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА-9, и причины изменения заявленного ранее перечня.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей.

Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При проведении экзамена присутствуют ассистенты (при необходимости), оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами. ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся привлекается ассистент - сурдопереводчик.

Для слепых обучающихся:

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.

Для слабовидящих обучающихся экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи по их желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением.

Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико - профилактических процедур.

Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на
дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.