• Главная »
  • Мониторинги »
  • Реестр затруднений обучающихся по итогам внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе муниципальном образовании Приуральский район  в 2018 году

Реестр затруднений обучающихся по итогам внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе муниципальном образовании Приуральский район  в 2018 году

Важнейшие показатели, на основе которых прогнозируется школьная успешность – общее развитие и познавательная активность детей, для оценки сформированности которых используется комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».

Методика «Рисунок человека»

Высокие результаты показывают дети, у которых высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

Низкие показатели по методике говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.

Методика «Графический диктант»

Позволяет выявить сформированность предпосылок учебной деятельности, определяет, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Высокие показатели свидетельствуют о том, что эти дети хорошо воспринимают и чётко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности.

Низкие значения говорят о неготовности следовать за указанием взрослого, проявляющиеся в ошибках при выполнении тренировочного узора; проблемах в соблюдении понимаемого правила; о трудностях предметного характера, не позволивших обучающимся успешно справиться с продолжением узора; очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счётом. Такой результат указывает на то, что дети слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага, не могут работать самостоятельно.

Методика «Образец и правило»

Проверяет, насколько у ребёнка сформировано умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила.

Высокие результаты говорят о том, что ребёнок успешно ориентируется в сложной системе требований, моделирующих процесс школьного обучения.

Низкие результаты по методике служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идёт о решении задач). Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, сборка по образцу моделей из различных конструкторов, воспроизведение построек из строительного материала и т.п.).

Методики «Первая буква»

Выявляет готовность ребёнка к овладению грамотой – первоклассники должны продемонстрировать умение выделить первый звук в произносимом слове.

Высокий результат показывает, что дети знают буквы, умеют выделять звуки, у них хорошо развит фонематический слух.

Низкие результаты указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребёнком в пропедевтический этап обучения. Таким детям полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха, возможно, требуется проведение коррекционной работы с ребёнком невропатолога, логопеда или психолога.

  Анализ результатов выполнения всех методик позволяет выделить обучающихся, получивших максимальные баллы за выполнение заданий. Учителя и администрация образовательных учреждений должны обратить на этих детей особое внимание и организовать учебный процесс таким образом, чтобы эти обучающиеся не потеряли интереса к учёбе, а напротив, получили индивидуальную поддержку в соответствии с их способностями, методическая служба школы и муниципалитета должна помочь в этом учителю.

Дети, которые не справились с одной или несколькими методиками, будут испытывать определенные трудности в обучении, эти дети должны находиться под пристальным вниманием учителей и психологов. При необходимости с ними нужно организовать дополнительные коррекционные занятия.

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности.

При подготовке дошкольников к школьному обучению основное внимание должно уделяться не столько обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), сколько развитию у детей произвольности, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Результаты опроса учителей и родителей позволяют выделить уровни готовности детей по чтению, письму и счету. По результатам необходимо сформировать однородные группы и обеспечить дифференцированный подход при их обучении. Дети с высоким уровнем готовности требуют также особого отношения. Необходимо выделить группы детей, имеющих проблемы в общении, проблемы с мелкой моторикой рук, состоянием здоровья спланировать работу по их преодолению.

Показатели Все участники Участники не КМНС КМНС (семья) КМНС (интернат)
Уровень общего развития первоклассника (Методика «Рисунок человека») Высокий 25% 26% 20% 28%
Средний 51% 59% 48% 28%
Низкий 23% 15% 32% 44%
Сформированность предпосылок учебной деятельности (Методика «Графический диктант») Высокий 41% 45% 35% 44%
Средний 32% 33% 33% 26%
Низкий 28% 23% 33% 31%
Сформированность предпосылок учебной деятельности

(Методика «Образец и правило»)

Высокий 46% 42% 38% 77%
Средний 36% 42% 41% 10%
Низкий 17% 16% 21% 13%
Проверка фонематического слуха и правильного восприятия первоклассника-ми речи учителя (Методика «Первая буква»)

 

Высокий 64% 70% 53% 78%
Средний 26% 26% 32% 13%
Низкий 10% 5% 15% 10%
Готовность к обучению в школе по результатам выполнения всех методик Готовы

(показали средний и/или высокий уровни по всем методикам)

53%  
Не готовы

(показали низкий уровень хотя бы по одной методике)

44%
Не готовы

(показали низкий уровень по всем методикам)

2%
Общий уровень готовности к обучению мнение учителя

 

высокий 14% 19% 12% 7%
средний 57% 65% 53% 47%
низкий 23% 14% 29% 36%
мнение родителей высокий 11% 15% 10% 0%
средний 69% 77% 73% 36%
низкий 12% 5% 5% 49%
Готовность по чтению (мнение учителя) Хорошо готовы 38% 50% 32% 20%
Готовность по письму (мнение учителя) 54% 62% 53% 36%
Готовность по счету (мнение учителя) 78% 82% 72% 47
Желание учиться (ребёнок сейчас идёт в школу) с желанием 77% 79% 77% 68%
без особого желания, но спокойно 19% 18% 16% 26%
без желания 4% 3% 4% 5%
Умение общаться со взрослыми хорошо общаются 88% 95% 86% 72%
испытывают трудности 12% 5% 13% 26%
со сверстниками хорошо общаются 94% 99% 94% 79%
испытывают трудности 5% 1% 6% 15%
с учителем хорошо общаются 92% 97% 90% 82%
испытывают трудности 7% 3% 10% 13%
Имеются проблемы с мелкой моторикой рук (оценка родителей) 19% 12% 19% 42%
Состояние здоровья* 1 группа 43% 31% 57% 64%
2 группа 54% 67% 40% 29%
Физкультурная группа* основная 96% 98% 94 93%
вспомогательная 3% 2% 6% 7%
Цена адаптации
высокий 3%  
средний 35%
низкий 62%

 *процент высчитан от количества обучающихся, у которых отмечена группа здоровья и физкультурная группа

Реестр затруднений по итогам внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе