Олимпиада учителей математики

Анализ результатов школьного и муниципального
этапов I региональной олимпиады учителей математики Ямало-Ненецкого автономного округа

Олимпиада организована и проводится департаментом образования автономного округа и «Региональным институтом развития образования».

В олимпиаде принимают участие учителя математики государственных, муниципальных и частных образовательных организаций автономного округа, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Информация о порядке проведения Олимпиады и результаты Олимпиады размещается в сети Интернет на сайте «РИРО».

Основные цели Олимпиады:

  • определение и поддержка учителей математики, обладающих высоким уровнем предметных знаний, владеющих приёмами решения нестандартных задач, способных эффективно работать индивидуально и в команде;
  • получение учителями математики опыта и знаний, способствующих качественной подготовке школьников к различным конкурсным испытаниям;
  • создание условий для обмена опытом, установления и укрепления профессиональных контактов;
  • повышение мотивации к самообразованию.

В школьном этапе Олимпиады приняли участие 273 учителя математики, что составляет – 60,4% от общего количества учителей математики из 95 образовательных организаций автономного округа. Из них 170 участников из городских муниципальных образований и 103 участников из сельских муниципальных образований.

Задания для педагогов состояли из двух частей: А – задания, опирающиеся на программу школьного курса математики 9-11 классов, В – задания, требующие знания подходов к решению нестандартных для школьного курса математики задач.

Разработчики заданий, прежде всего, постарались показать серию типичных приёмов, которыми должен владеть учитель математики, и уделять внимание их освоению старшеклассниками.

Приёмы для решения заданий части В (8-10) часто используются при решении задач, предлагаемых на олимпиадах школьников.

В основе заданий лежат следующие принципы:

  1. Содержание заданий лежит в рамках школьной программы.
  2. Задания части А – «вычислительные» (имеют ответ), не требуют «доказательства».
  3. Большая часть задач решается разными способами.

Средний набранный балл за задания части А составляет 37,3, что составляет 76,12% от максимального балла за это задания части А.

Средний набранный балл за задания части В составляет 5,8, что составляет 27,62% от максимального балла за задания этой части.

Максимально возможное количество баллов по предмету 70.

По итогам выполнения заданий в соответствии с балльным рейтингом жюри предложило региональному организационному комитету Олимпиады признать победителями 9 участников (3,3%) и призерами 27 участников (9,9%).

Процент победителей и призеров школьного этапа Олимпиады составил – 13,2% от общего количества участников Олимпиады.

В муниципальном этапе Олимпиады приняли участие 32 учителя математики, ставшие победителями и призёрами школьного этапа из 13 муниципальных образований автономного округа.

Из них:

19 участников из городских муниципальных образований;
13 участников из сельских муниципальных образований.

Задания для муниципального этапа содержали в себе с одной стороны, школьные задания алгебра: неравенства и их свойства (2, 6), геометрия (4), знание свойств функций (1, 3), с другой – три олимпиадных задачи, две из которых – на «оценку» («найти наибольшее / наименьшее»), и одна – на делимость. Выбор именно этих типов задач обусловлен тем, что в ЕГЭ С6 это самый распространённый тип задач. Не секрет, что большинство учащихся просто не понимают, чего от них хотят, в особенности, если попадается задача на «оценку». Кроме того, эти задачи обязательно встречаются на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Обе задачи «на оценку» – 6 и 8 – были сложны тем, что ответ в них был неочевиден. Но в задаче 6 главное было – найти его, а сам способ поиска заключал в себе и оценку. А в задаче 8 мало было построить пример, нужно было доказать, что более 28 клеток закрасить нельзя.

Максимально возможное количество баллов по предмету 56.

По итогам выполнения заданий в соответствии с балльным рейтингом жюри предложило региональному организационному комитету Олимпиады признать победителями 6 участников и призерами 7 участников. Процент победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады составил – 40,6% от общего количества участников муниципального этапа Олимпиады, при этом процент победителей – 18,75%, процент призеров – 21,87%.

Школьный и муниципальный этапы олимпиады показали достаточно высокую профессиональную компетенцию учителей математики автономного округа.

Однако следует отметить, что среди работ участников Олимпиады встречались работы абсолютно одинаковые, что не позволило в отдельных территориях выявить победителей. Решением регионального организационного комитета авторы таких работ были допущены к муниципальному этапу, но в положение об Олимпиаде добавлено замечание, что абсолютно одинаковые работы аннулируются.

Таким образом, сравнивая средний бал, полученный участниками Олимпиады по итогам решения заданий части А школьного и муниципального этапа Олимпиады, следует отметить, что средний балл полученный за решение этой части заданий муниципального этапа составляет 23,8, что на 36,2% ниже среднего балла полученного за решение данной части заданий школьного. А средний бал, полученный участниками Олимпиады по итогам решения заданий части В муниципального этапа, составляет 10,1, что на 74,1% выше среднего балла, полученного за решение данной части заданий школьного этапа Олимпиады. Тем не менее, средний балл, полученный за работу муниципального этапа в целом, составил 33,8, что на 21,6% меньше чем в школьном.

Рекомендации:

  1. оргкомитету школьного этапа олимпиады и администрации общеобразовательной организации подойти более серьезно к организации и проведению школьного этапа Олимпиады, чтобы исключить появление абсолютно одинаковых работ. При организации школьного и муниципального этапа довести до сведения участников Олимпиады информацию о том, что олимпиада – это не инструментарий контроля, а образовательная возможность повышения профессиональных компетенций;
  2. руководителям муниципальных методических служб организовать проведение в течение года открытых методических мастерских по решению задач с использованием различных эвристических методов;
  3. учителям-предметникам: следует отметить, что нет человека, умеющего решать абсолютно все задачи, в то же время, мы не можем научить ребенка тому, чего не знаем сами. Следует учителям не стесняться задавать вопросы, проводить мастер классы и совершенствовать свои профессиональные компетенции.

Так же рекомендуется не рассматривать олимпиаду как отдельное действие, подготовка обучающихся к олимпиаде должна быть встроена в образовательный процесс и быть составной частью урока (домашнего задания), необходимо обращать внимание не только на тех обучающихся, которые хорошо учатся, но и тех, которые нестандартно мыслят.