Создание и внедрение модели единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка»

Инновационный проект «Создание и внедрение модели единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития»
(приказ Управления образования Приуральский район от 13 марта 2015 года № 117 «Об утверждении перечня инновационных площадок, входящих в инновационную структуру муниципальной системы образования Приуральского района в 2015 году)

МДОУ "Брусничка"

Модель коррекционно-образовательной и развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-образовательный, материальный аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Построение единого коррекционного пространства предполагает реализацию основных проектных линий: создание материальной базы проекта; создание целостной системы выявления особенностей развития, коррекционной работы, сопровождения и мониторинга развития детей с нарушениями речевого развития; создание системы работы по просвещению педагогов и родителей.

Как отмечают многочисленные исследователи, мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей. Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями речевого развития. Причины, обуславливающие рост количества детей с отклонениями речевого развития, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка. Поэтому достижение положительного результата в коррекции речевых проблем у детей возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства; создании современных условий развития, воспитания и обучения; создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка; повышении компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.

В процессе построения единого коррекционного пространства используются следующие инновационные разработки педагогического коллектива:

  1. Конспекты интегрированных занятий: интегрированное логопедическое занятие с педагогом-психологом «Моё имя»; интегрированное занятие с музыкальным руководителем «В гостях у бабушки»; интегрированное занятие с воспитателем ИЗО «О морская ты волна»; интегрированное занятие с социальным педагогом «День вежливости»; совместное занятие с родителями и детьми «Цветик-семицветик».
  2. Творческий проект с воспитателями групп «Кубигород».
  3. Оснащение групп инновационным электронным пособием, как часть инновационной технологии «БОС-Здоровье», «Учимся и оздоравливаемся» (диафрагмально-релаксационный тип дыхания).
  4. Игровое, стимулирующее пособие «Книга логопедических рекордов».
  5. Консультации для воспитателей (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики).
  6. Результаты работы с семьей (анкетирование, беседы, посещения) с целью уточнения и мотивации отношения родителей к коррекционно- образовательной работе в ДОУ и семье.
  7. Разработка коррекционной программы «Особый ребенок».
  8. Индивидуальные образовательные маршруты специалистов ДОУ для детей с ОВЗ.
  9. Тестовая методика диагностики устной речи у дошкольников по Т.А.Фотековой.