Особенности ГИА-11 для детей с ОВЗ

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) является обязательной и проводится по русскому языку и математике (далее – обязательные предметы).

Экзамены по другим предметам – литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатике и информационно - коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку, родной литературе обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

ГИА-11 проводится в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды (далее – обучающиеся с ОВЗ) сдают ГИА-11 в форме государственного экзамена (далее – ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Обучающиеся с ОВЗ вправе выбрать форму сдачи экзаменов ЕГЭ и (или) ГВЭ.

К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

Итоговое сочинение (изложение), как условие допуска к ГИА-11, проводится для обучающихся 11-х классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Рособрнадзором.

Обучающиеся с ОВЗ имеют право писать изложение.

Для данной категории детей продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая).

Для участия в ГИА-11 обучающиеся подают в образовательную организацию до 1 февраля включительно заявление, в котором указывают выбранные для сдачи предметы и форму проведения ГИА-11.

Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае, не позднее, чем за две недели до начала соответствующих экзаменов, обучающийся подает заявление в государственную экзаменационную комиссию (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА-11, и причины изменения заявленного ранее перечня.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Для обучающихся с ОВЗ продолжительность экзаменов увеличивается на 1,5 часа, проведение ГИА организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

В пунктах проведения экзаменов создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При проведении экзамена присутствуют ассистенты (при необходимости), оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.

ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы обучающихся записываются на аудионосители или протоколируются. Аудитории, предназначенные для записи устных ответов, оборудуются средствами цифровой аудиозаписи. В аудитории для записи устных ответов технические специалисты или организаторы настраивают средства цифровой аудиозаписи, чтобы осуществить качественную запись устных ответов. После подготовки обучающихся приглашают к средству цифровой аудиозаписи. Обучающиеся по команде организатора громко и разборчиво дают устный ответ на задание. Организатор дает обучающемуся прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев. В случае протоколирования устных ответов обучающемуся предоставляется возможность ознакомиться с протоколом его ответа и убедиться, что он записан верно.

Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся привлекается ассистент - сурдопереводчик.

Для слепых обучающихся:

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.

Для слабовидящих обучающихся экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Копирование экзаменационных материалов происходит в день проведения экзамена в присутствии руководителя ППЭ и членов ГЭК.

Ответы на задания, выполненные слепыми и слабовидящими обучающимися в специально предусмотренных тетрадях и бланках увеличенного размера, а также экзаменационные работы, выполненные на компьютере, в присутствии члена ГЭК переносятся ассистентами в бланки ЕГЭ.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением.

Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико - профилактических процедур.

Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на
дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.