Реестр затруднений обучающихся 1-х классов
Реестр затруднений обучающихся по итогам внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе муниципальном образовании Приуральский район в 2018 году.
Важнейшие показатели, на основе которых прогнозируется школьная успешность – общее развитие и познавательная активность детей, для оценки сформированности которых используется комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».
Методика «Рисунок человека»
Высокие результаты показывают дети, у которых высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.
Низкие показатели по методике говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.
Методика «Графический диктант»
Позволяет выявить сформированность предпосылок учебной деятельности, определяет, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Высокие показатели свидетельствуют о том, что эти дети хорошо воспринимают и чётко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности.
Низкие значения говорят о неготовности следовать за указанием взрослого, проявляющиеся в ошибках при выполнении тренировочного узора; проблемах в соблюдении понимаемого правила; о трудностях предметного характера, не позволивших обучающимся успешно справиться с продолжением узора; очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счётом. Такой результат указывает на то, что дети слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага, не могут работать самостоятельно.
Методика «Образец и правило»
Проверяет, насколько у ребёнка сформировано умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила.
Высокие результаты говорят о том, что ребёнок успешно ориентируется в сложной системе требований, моделирующих процесс школьного обучения.
Низкие результаты по методике служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идёт о решении задач). Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, сборка по образцу моделей из различных конструкторов, воспроизведение построек из строительного материала и т.п.).
Методики «Первая буква»
Выявляет готовность ребёнка к овладению грамотой – первоклассники должны продемонстрировать умение выделить первый звук в произносимом слове.
Высокий результат показывает, что дети знают буквы, умеют выделять звуки, у них хорошо развит фонематический слух.
Низкие результаты указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребёнком в пропедевтический этап обучения. Таким детям полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха, возможно, требуется проведение коррекционной работы с ребёнком невропатолога, логопеда или психолога.
Анализ результатов выполнения всех методик позволяет выделить обучающихся, получивших максимальные баллы за выполнение заданий. Учителя и администрация образовательных учреждений должны обратить на этих детей особое внимание и организовать учебный процесс таким образом, чтобы эти обучающиеся не потеряли интереса к учёбе, а напротив, получили индивидуальную поддержку в соответствии с их способностями, методическая служба школы и муниципалитета должна помочь в этом учителю.
Дети, которые не справились с одной или несколькими методиками, будут испытывать определенные трудности в обучении, эти дети должны находиться под пристальным вниманием учителей и психологов. При необходимости с ними нужно организовать дополнительные коррекционные занятия.
Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности.
При подготовке дошкольников к школьному обучению основное внимание должно уделяться не столько обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), сколько развитию у детей произвольности, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.
Результаты опроса учителей и родителей позволяют выделить уровни готовности детей по чтению, письму и счету. По результатам необходимо сформировать однородные группы и обеспечить дифференцированный подход при их обучении. Дети с высоким уровнем готовности требуют также особого отношения. Необходимо выделить группы детей, имеющих проблемы в общении, проблемы с мелкой моторикой рук, состоянием здоровья спланировать работу по их преодолению.
Показатели | Все участники | Участники не КМНС | КМНС (семья) | КМНС (интернат) | |||
Уровень общего развития первоклассника (Методика «Рисунок человека») | Высокий | 25% | 26% | 20% | 28% | ||
Средний | 51% | 59% | 48% | 28% | |||
Низкий | 23% | 15% | 32% | 44% | |||
Сформированность предпосылок учебной деятельности (Методика «Графический диктант») | Высокий | 41% | 45% | 35% | 44% | ||
Средний | 32% | 33% | 33% | 26% | |||
Низкий | 28% | 23% | 33% | 31% | |||
Сформированность предпосылок учебной деятельности
(Методика «Образец и правило») |
Высокий | 46% | 42% | 38% | 77% | ||
Средний | 36% | 42% | 41% | 10% | |||
Низкий | 17% | 16% | 21% | 13% | |||
Проверка фонематического слуха и правильного восприятия первоклассника-ми речи учителя (Методика «Первая буква»)
|
Высокий | 64% | 70% | 53% | 78% | ||
Средний | 26% | 26% | 32% | 13% | |||
Низкий | 10% | 5% | 15% | 10% | |||
Готовность к обучению в школе по результатам выполнения всех методик | Готовы
(показали средний и/или высокий уровни по всем методикам) |
53% | |||||
Не готовы
(показали низкий уровень хотя бы по одной методике) |
44% | ||||||
Не готовы
(показали низкий уровень по всем методикам) |
2% | ||||||
Общий уровень готовности к обучению | мнение учителя
|
высокий | 14% | 19% | 12% | 7% | |
средний | 57% | 65% | 53% | 47% | |||
низкий | 23% | 14% | 29% | 36% | |||
мнение родителей | высокий | 11% | 15% | 10% | 0% | ||
средний | 69% | 77% | 73% | 36% | |||
низкий | 12% | 5% | 5% | 49% | |||
Готовность по чтению (мнение учителя) | Хорошо готовы | 38% | 50% | 32% | 20% | ||
Готовность по письму (мнение учителя) | 54% | 62% | 53% | 36% | |||
Готовность по счету (мнение учителя) | 78% | 82% | 72% | 47 | |||
Желание учиться (ребёнок сейчас идёт в школу) | с желанием | 77% | 79% | 77% | 68% | ||
без особого желания, но спокойно | 19% | 18% | 16% | 26% | |||
без желания | 4% | 3% | 4% | 5% | |||
Умение общаться | со взрослыми | хорошо общаются | 88% | 95% | 86% | 72% | |
испытывают трудности | 12% | 5% | 13% | 26% | |||
со сверстниками | хорошо общаются | 94% | 99% | 94% | 79% | ||
испытывают трудности | 5% | 1% | 6% | 15% | |||
с учителем | хорошо общаются | 92% | 97% | 90% | 82% | ||
испытывают трудности | 7% | 3% | 10% | 13% | |||
Имеются проблемы с мелкой моторикой рук (оценка родителей) | 19% | 12% | 19% | 42% | |||
Состояние здоровья* | 1 группа | 43% | 31% | 57% | 64% | ||
2 группа | 54% | 67% | 40% | 29% | |||
Физкультурная группа* | основная | 96% | 98% | 94 | 93% | ||
вспомогательная | 3% | 2% | 6% | 7% | |||
|
высокий | 3% | |||||
средний | 35% | ||||||
низкий | 62% |
*процент высчитан от количества обучающихся, у которых отмечена группа здоровья и физкультурная группа
Реестр затруднений по итогам внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе
Последние комментарии