Функциональная грамотность -это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
читательскую грамотность;
математическую грамотность;
естественно-научную грамотность;
глобальные компетенции;
финансовую грамотность;
креативное мышление.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование
Что проверяет
Какие классы
Когда проходит
Когда ближайшее
TIMSS
Качество математического и естественно-научного образования
4-е и 8-е
Раз в четыре года
2023 год
PIRLS
Качество чтения и понимания текста
4-е
Раз в пять лет
2021 год
PISA
Все виды грамотности
15-летние школьники
Раз в три года
2021 год
Оценка качества образования по модели PISA
Качество математического и естественно-научного образования
8-е и 9-е
Раз в четыре года
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Для научно-методического сопровождения процесса введения обновленных ФГОС создан Федеральный портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены документы и электронные ресурсы в помощь педагогам. Здесь каждый педагог может получить ответ на проблемный вопрос.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации управленческих и педагогических команд размещены на сайте ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»:
С целью обеспечения эффективного научно-методического сопровождения и методического обеспечения процесса введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа специалистами Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» (ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» ) разработана программа «Новые стандарты – школам Ямала»https://riro.yanao.ru/documents/active/163026/
Проведение региональных методических мероприятий по вопросам подготовки к ведению обновленных ФГОС На сайте ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» рекомендуем посетить раздел «ФГОС» (ссылка: https://riro.yanao.ru/activity/22298/).
В разделе «Доклады и выступления» можно ознакомиться с презентациями выступленийhttps://riro.yanao.ru/presscenter/lectures/?nav-lectures=page-2и просмотреть видеозаписи мероприятий, которые проходят в рамках методического сопровождения перехода на обновленные ФГОС https://riro.yanao.ru/presscenter/video/
Раздел горячей линии ГАОУ ДПО ЯНАО РИРО по вопросам обновления содержания общего образования во вкладке «ФГОС» https://riro.yanao.ru/activity/22298/
Телефон горячей линии по оказанию методической поддержки школ, педагогов по вопросам подготовки к введению обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО +7 34993 22-1-22 (lud_shim@mail.ru) Шимолина Людмила Владимировна - начальник отдела развития образования Приуральского района
Последние комментарии