Пять направлений тем итогового сочинения в 2019-2020 уч.г. открыты!

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2019-2020 учебный год: «Война и мир» – к 150-летию великой книги, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».

  1. Одно из тематических направлений итогового сочинения в 2019-2020 учебном году посвящено 150-летию великой книги «ВОЙНА И МИР». Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях. 
  2. «Надежда и отчаяние» – одно из открытых тематических направлений для тем итогового сочинения для выпускников 11 классов 2019-2020 учебного года. В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Часто надежда на лучшее помогает жить дальше, мотивирует на достижение целей. Но пустые надежды могут быть причиной различных трагедий, когда мечты сталкиваются с реальностью. Многие люди из-за разных причин оказываются в состоянии отчаяния. Несчастная любовь, трудное жизненное положение, неспособность противостоять жестокому миру – всё это приводит человека в отчаяние, когда не видишь никаких способов решения проблем. Чаще всего отчаяние становится причиной необдуманных поступков, которые нередко приводят к трагедиям. Бывает, что человек, который находится в состоянии отчаяния, берёт себя в руки и делает всё возможное, чтобы сделать свою жизнь лучше. В любом случае понятия надежды и отчаяния тесно переплетаются друг с другом. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
  3. Одним из пяти открытых тематических направлений итогового сочинения в 2019-2020 учебном году является направление «Добро и зло». Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления. Пересказы отдельных произведений в электронной библиотеке MyBook
  4. «ОН И ОНА» – четвертое тематическое направление для итогового сочинения в 2019/20 учебном году. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
  5. «Гордость и смирение» - пятое тематическое направление для тем итогового сочинения в 2019-2020 учебном году. Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения. 

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.