Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Разговор с собой»
Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Аспекты направления:
- Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность.
- Гармония с собой или душевный разлад.
- Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни (ценности, интересы, мотивы).
- Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
- Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).
Со списком литературных произведений (аудиотексты, кинофильмы, спектакли, радиопостановки), повествующих о «внутреннем пространстве человека»: об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни, можно познакомиться
Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Аспекты направления:
Герой XXI века. Портрет современного человека, его жизненная позиция. Духовные ценности и нравственные ориентиры молодежи.
Связь поколений: сходства и различия между представителями современного поколения и их предшественниками.
Культурные запросы и потребности современного человека: кино, музыка, театр, литература, массовая культура.
Литературные пристрастия современного читателя. Герои и антигерои в современной литературе.
Влияние технологий на современность. Цифровой человек. Поколение Z. Зумеры.
Молодежь перед вызовами 21 века. Влияние молодого поколения на формирование будущего мира.
Со списком рекомендуемой литературы можно ознакомиться
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Аспекты направления «Время перемен»
Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние социальных, культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему. Великие перемены.
Сложный герой сложной эпохи.
Со списком литературных произведений (аудиотексты, спектакли, кинофильмы), повествующие о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений в человеке и в мире, о выборе человека в период социальных и культурных изменений можно познакомиться
Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Я и другие»
При раскрытии тем, связанных с направлением «Я и другие», целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
«Я и другие» - направление об отношениях людей:
- дружба
- любовь
- ненависть
- конфликты
- семья
Со списком литературных произведений (аудиотекстов, кинофильмов, спектаклей, радиопостановок), повествующих о взаимоотношениях личности и общества, различных формах человеческого взаимодействия, проблемах самоопределения человека в социальной среде можно познакомиться
Обзор тематического направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году: «Забвению не подлежит»
Темы сочинений направления "Забвению не подлежит" нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
В рамках этого направления можно порассуждать над проблемой сохранения памяти об истории Родины, её прошлом, традициях, укладе.
Аспекты направления
- История, знаменательные даты.
Историческое сознание. Память (историческая, культурная).
Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья).
Преемственность поколений. Забвение и ответственность.
- Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.
- Люди, изменившие мир. Знаменитые предки.
Великие учители человечества.
Величайшие открытия и подвиги.
- Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.).
Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.
- Забвение как преступление против человечества.
Утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров (манкуртизм).
Со списком литературы для качественной подготовки к написанию сочинения на данную тему можно ознакомиться
Последние комментарии