Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Разговор с собой»

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Аспекты направления:

- Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность.

- Гармония с собой или душевный разлад.

- Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни (ценности, интересы, мотивы).

- Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.

- Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).

Со списком литературных произведений (аудиотексты, кинофильмы, спектакли, радиопостановки), повествующих о «внутреннем пространстве человека»: об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни, можно познакомиться здесь.

Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

 

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Аспекты направления:

Герой XXI века. Портрет современного человека, его жизненная позиция. Духовные ценности и нравственные ориентиры молодежи.

Связь поколений: сходства и различия между представителями современного поколения и их предшественниками.

Культурные запросы и потребности современного человека: кино, музыка, театр, литература, массовая культура.

Литературные пристрастия современного читателя. Герои и антигерои в современной литературе.

Влияние технологий на современность. Цифровой человек. Поколение Z. Зумеры.

Молодежь перед вызовами 21 века. Влияние молодого поколения на формирование будущего мира.

Со списком рекомендуемой литературы можно ознакомиться здесь.

Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Время перемен» 

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Аспекты направления «Время перемен»

Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.

Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.

Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние социальных, культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.

Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему. Великие перемены.

Сложный герой сложной эпохи.

Со списком литературных произведений (аудиотексты, спектакли, кинофильмы), повествующие о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений в человеке и в мире, о выборе человека в период социальных и культурных изменений можно познакомиться здесь.

Итоговое сочинение 2021: обзор тематического направления «Я и другие» 

При раскрытии тем, связанных с направлением «Я и другие», целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

«Я и другие» - направление об отношениях людей:

- дружба

- любовь

- ненависть

- конфликты

- семья

Со списком литературных произведений (аудиотекстов, кинофильмов, спектаклей, радиопостановок), повествующих о взаимоотношениях личности и общества, различных формах человеческого взаимодействия, проблемах самоопределения человека в социальной среде можно познакомиться здесь.

Обзор тематического направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году: «Забвению не подлежит»

Темы сочинений направления "Забвению не подлежит" нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

В рамках этого направления можно порассуждать над проблемой сохранения памяти об истории Родины, её прошлом, традициях, укладе.

Аспекты направления

- История, знаменательные даты.

Историческое сознание. Память (историческая, культурная).

Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья).

Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

- Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.

- Люди, изменившие мир. Знаменитые предки.

Великие учители человечества.

Величайшие открытия и подвиги.

- Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.).

Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.

- Забвение как преступление против человечества.

Утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров (манкуртизм).

Со списком литературы для качественной подготовки к написанию сочинения на данную тему можно ознакомиться здесь.